Городские займы в Российской Империи

В результате развития промышленности в XIX веке существенно увеличивается роль городов как субъектов экономической деятельности. Общее благосостояние крупнейших городов Российской Империи, таких как Москва, Санкт-Петербург, Одесса, Харьков, Киев, Варшава, значительно выросло, однако города жили в состоянии хронического денежного дефицита: собиравшиеся налоги не позволяли в полной мере удовлетворить все финансовые нужды городов и соответственно не давали городам в полной мере развиваться.

В 60-х годах XIX века городские думы привлекали частное инвестирование на основе концессионных договоров, по которым частные предприниматели строили объекты городского хозяйства (водопровод, освещение и т.п.), владели ими на протяжении определенного срока и получали от этого доход, часть из которого отчисляли в городские бюджеты.

С 70-х годов проблемы дефицита финансирования городов, как в России, так и за рубежом, решаются через выпуски облигаций займов городов. При этом государство не давало никаких гарантий по таким займам, они обеспечивались имуществом и доходами исключительно самих городов.

Так в 1890 г. доход Петербурга составил почти 8 млн. рублей, доход Москвы – 7.3 млн.рублей, Одессы – 3.3 млн.рублей. Однако при сравнении с бюджетами западноевропейских столиц, бюджеты российских городов выглядят очень скромно. Например, в этот же период бюджет города Парижа составляет около 100 млн.рублей.

Первый российский городской заем был выпущен Петербургом в 1875 году, а первый заем Москвы был выпущен в 1886 году. К 1904 году долг Петербурга по займам достиг 54 млн.рублей, к 1916 году – 124 млн.рублей (56 рублей на одного жителя). Долг Харькова в 1904 году составил 4 млн.рублей (18,5 руб. на одного жителя). Долг города Владимира был всего лишь 95 тыс.рублей (3 рубля на одного жителя). При этом общее благоустройство Харькова отличалось от Владимира примерно во столько же раз, во сколько отличались их долги на одного жителя.

В крупнейших городах мира задолженность по городам была гораздо больше. В 1912 году задолженность на одного жителя в Париже составляла 377 рублей, в Нью-Йорке 255 рублей, в Лондоне 252 рубля.

«При надлежащей постановке кредита любому городу нетрудно добыть средства на внешнее благоустройство – на сооружение улиц, освещение, водопровод и т.д.», так как эти затраты производительные, «они сами создают источник нового дохода, создают ренту… повышают ценность и доходность недвижимости», и это становится источником «для нового дохода самому городу»*

Объемы выпусков городских займов в начале XX веке быстро росли, хотя для самих городов условия облигационных займов были довольно тяжелыми (высокий процент погашения + потери при реализации займов из-за их низкой выпускной цены). Заинтересованность инвесторов в приобретении облигаций городских займов (по сравнению с другими аналогичными по доходности инструментами) была намного ниже из-за их плохой ликвидности, особенно по займам провинциальных городов.

В период с 1885 по 1912 годы в Российской Империи были осуществлены 152 городских займа, при этом только одна треть из них была реализована за границей. Для осуществления городских займов было необходимо утверждение их условий местными органами власти (обычно — городскими думами) при наличии Высочайшего утверждения или повеления. Наибольшую популярность городские займы получили в годы перед Первой мировой войной.

С 1901 года облигации займов Петербурга начали размещаться на Парижской бирже, хотя и не были включены в официальные котировки, позже частично размещались на Брюссельской бирже, а в 1913 году Русско-Английский банк разместил крупнейший из Петербургских займов на 66 млн.рублей на бирже в Лондоне. Некоторые городские займы Баку, Киева, Петербурга были размещены только на Лондонской бирже.

В течение 1917-1920 гг. все дореволюционные государственные, городские и частные займы были аннулированы, и любые компенсационные выплаты по ним были прекращены. 23 декабря 1917 г. (5 января 1918 г.) был принят Декрет о прекращении платежей по купонам и дивидендам, запрещавший оплату процентов и дивидендов по всем ценным бумагам и совершение с ними каких-либо сделок под страхом предания суду и конфискации всего имущества. Основным документом по аннулированию долгов стал Декрет ВЦИК об аннулировании государственных внешних и внутренних займов от 21 января (3 февраля) 1918 г. Дольше оставались в обращении займы городов: Постановлением от 6 (19) марта 1918 г. СНК РСФСР продлил на 9 месяцев правительственные гарантии по займам городов и земств, срок платежа по которым истекал в течение 1918 г. После повсеместной замены органов местного самоуправления на Советы СНК РСФСР Декретом от 9 октября 1919 г. были объявлены аннулированными без всякого возмещения облигационные займы и все долги бывших городов и земств, а владельцы таких облигаций были обязаны сдать их государству.

----------

*Гензель П. К вопросу о реформе местных финансов в России /П.Гензель // Городское дело. – 1911 г. - № 2 - с.150